Художники

Когда ехать к Пушкину в гости? Конечно, осенью! Не летом, которое он по-своему ненавидел, и даже не зимой, хотя, бывало, зима и запирала его в Михайловском надолго: метели, бураны, карантины…

В родине поэта, в Михайловском, возле скульптуры бронзового юноши-лицеиста1, лежащего под увядающими яблонями, маленькая девочка, рассматривая чёрную фигуру памятника, спросила:   

― Папа, кто это?

― Это дядя Пушкин, – ответил отец и обратился к прохожему: ― Сфотографируйте нас, пожалуйста!

― На фоне Пушкина?

― Да, конечно!

Многое сложное становится ясным рядом с Пушкиным ― на фоне Пушкина. Может быть, желание прикоснуться к гармонии и ясному видению мира ведёт в государственный музей-заповедник «Михайловское» миллионы людей?

Это место называли Святыми Горами ― по соседству был Святогорский монастырь, основанный по приказу Ивана Грозного. Потом возникла слобода, которая превратилась с течением времени в село Святые Горы.

В советское время его переименовали в Пушкинские Горы. С 1922 года места объявлены заповедными. Основная часть заповедника – сельцо Михайловское ― императрица Елизавета Петровна пожаловала в вечное владение прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу. Поблизости село Петровское – родовое имение Ганнибалов. Пушкин навещал своего двоюродного деда Петра Абрамовича Ганнибала. В восьми километрах от Михайловского находится Тригорское, имение Осиповых-Вульф, где в 1825 году гостила Анна Керн.

Александр Сергеевич любил свою «деревеньку на Парнасе». Ему здесь хорошо писалось. Первый поэтический сборник готовил он в Михайловском, а всего создал тут около ста произведений: стихотворение «Пророк», трагедию «Борис Годунов», несколько глав «Евгения Онегина».

Здесь можно посмотреть дом, избы, мельницы, деревню пушкинского времени Бугрово. Но все эти строения пришлось возвести после того, как прежние были разрушены. Михайловское, Тригорское и Петровское разграбили и сожгли в 1918 году свои же крестьяне. Мужики пришли и в монастырь, опрокинули памятник, осквернив могилу национального гения.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его...

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как ... пустыня

И как алтарь без божества.

Пушкиногорье даёт немало примеров беспамятства, неблагодарности. И, напротив, предлагает увидеть обратные им примеры самоотверженности и благородства.

При советской власти сожжённые крестьянами дома восстановили. Но их уничтожили оккупанты во время Великой Отечественной. И люди сделали всё, чтобы возродить утраченное.

Многолетний хранитель заповедника Семён Степанович Гейченко вспоминал о послевоенном времени: «Жили мы с женой в траншее, потом в бункере, в окопе. Кругом разорены были все деревни. Всё жилое разбито. И монастырь, где был похоронен Пушкин, и его дом, и домик няни, и деревья, его современники. Везде были надписи: «Проход закрыт. Заминировано». Несколько лет здесь работали сапёры. Провели в 1949 году пушкинский праздник, а потом, когда стали убираться, случайно нашли кучу взрывчатки...»

Предстояло поднять из руин Михайловское, привести в порядок окрестности, ликвидировать блиндажи, вычистить парки. Он сделал гораздо больше: восстановил не только Михайловское, но и Тригорское с Петровским. Появились музеи «Пушкинская деревня», «Водяная мельница» в Бугрово, возрождён Святогорский монастырь.

У места всегда есть аура, влияющая на людей, которые в нём находятся. Так вот, гений места в Пушкиногорье – в его уникальном ландшафте.

Вид из окна михайловской усадьбы – такой же, каким его видел Пушкин.

Как хорошо пройтись тихой дорогой по здешним местам! Услышать мерный скрип сосенки, повалившейся на старую ель, стук дятла и крик сойки, напев иволги, лёгкий шорох крыльев летящей цапли. Увидеть распахнутые дали полей, озёр и лесов, на берегах Сороти, неспешное движение белых лебедей на озере. Воздух словно питает целебной силой. Красота природы необыкновенная!

Пушкинские горы живы, и паломников в этих местах не убавляется. Потребность, ведущую сюда людей, Семён Гейченко называл «прививкой Пушкина». Кто её получил, тот по-новому смотрит на мир.

Поэт настолько глубоко заглянул в судьбу человечества, что и через века, мы встречаем всё нового и нового Пушкина. Каждый раз он нам созвучен и всегда неожиданно глубок в своей простоте. Приступить к освоению этой бездонной глубины никогда не поздно. Главное – сделать первый шаг.

Вспомнить полюбившиеся строки. Открыть книгу. Отправиться в Пушкинские горы...

Как признавался поэт-бард Булат Окуджава, он открыл для себя Пушкина слишком поздно ― в сорок лет: «... читал его с детства и думал, что люблю. Но позже понял, что на самом-то деле я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно. Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему. Среди прочих, у него есть еще одно достоинство, очень мне дорогое, которое заключается в умении смотреть на себя иронически...»

Такое умение ― смотреть иронически ― помогло Булату Шавловичу увидеть, что происходит на фоне Пушкина, когда к поэту приходят-приезжают почитатели.

Б. Окуджава

А. Цибулевскому

На фоне Пушкина...

На фоне Пушкина снимается семейство.

Фотограф щёлкает, и птичка вылетает.

Фотограф щёлкает. Но вот что интересно:

На фоне Пушкина! И птичка вылетает.

На фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Все счёты кончены, и кончены все споры.

Тверская улица течёт, куда не знает.

Какие женщины на нас кидают взоры

и улыбаются… И птичка вылетает.

На фоне Пушкина снимается семейство.

Как обаятельны (для тех, кто понимает)

Все наши глупости, и мелкие злодейства,

На фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Мы будем счастливы (благодаренье снимку!).

Пусть жизнь короткая проносится и тает.

На веки вечные мы все теперь в обнимку,

На фоне Пушкина! И птичка вылетает…


Бронзового юноши-лицеиста1 ― памятник изготовлен студенткой Санкт-Петербургской художественной академии Галиной Додоновой, это её дипломная работа.

Литература

  1. Медовой И. На фоне Пушкина / Семья и школа. - 2013. - №9.
  2. В гости к Пушкину. Псковская земля на сайте https://pskov-land.livejournal.com/23713.html