Главная
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.

Диктанты

Тексты с заданиями помогут подготовиться к контрольному диктанту с грамматическими заданиями.
Подробнее

Писатели

Расширяем свои представления о жизни и творчестве писателей, чтобы глубже понять их произведения.
Подробнее

Художники

Входим в мастерскую художников и открываем для себя самобытный мир искусства.
Подробнее

Примеры экслибрисов

Подлинный любитель книг знает, что такое экслибрис («ex libris» – «из книг»).

Это латинское слово называло книжный знак с текстом, монограммой или картинкой. Так владелец книги обозначал её принадлежность своей библиотеке. Экслибрисы появились в то же время, что и рукописные книги.

С давних пор к книгам относились как к источнику мудрости, дорожили ими, боялись их утерять. Вот почему мастера оставляли в рукописи своеобразные картинки-миниатюры – «вкладные записи». Например, в Древнем Египте к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. В средневековой Европе прямо на книжной странице помещали портрет владельца с девизом, или виньетку с именем хозяина, или его семейный герб.

В эпоху Возрождения книжный знак приклеивали изнутри к крышке переплёта, иногда прямо на листе книги делали оттиски с помощью кольца-печатки. В XVIII веке печатные экслибрисы были двух видов — гербовые и шрифтовые. Гербовые экслибрисы имели разные орнаменты и геральдические символы. Шрифтовые книжные знаки изображали сложные вензеля из двух или трех букв с коронами над ними.

В XIX веке существовало несколько способов изготовления экслибрисов: гравированный на меди или дереве, литографский, оттиск с клише из типографского сплава. Широкое распространение получили шрифтовые экслибрисы-ярлыки. На них обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда указывались дополнительные сведения: шкаф, полка, номер отдела, место.

В XX веке наиболее предпочитаемыми были темы революционной борьбы, науки, детского чтения. Использовали каучуковые штемпели. Штемпели с текстом «Книгохранилище», «Библиотека №» до сих пор ставятся на книги государственных и общественных библиотек. Штампы ставились везде: начиная от заглавных листов и кончая полями находящихся в книге гравюр.

Книжные знаки изготавливали художники, любители гравюры. Постепенно экслибрис стал элементом художественного оформления книги, им заинтересовались библиофилы и коллекционеры. Книжные знаки имели художники А. Дюрер, П. Пикассо, В. Васнецов, К. Сомов, В. Фаворский, писатели Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойл, космонавты и композиторы, ученые и медики, спортсмены и актёры.

Создатели домашних библиотек часто приобретают для себя по индивидуальным заказам знаки, которые отражают их запросы и стремления, характер собираемых книг. Текстовая часть экслибриса состоит из слов «Из библиотеки...», «Книга...», «Из собрания книг...» с указанием имени и фамилии владельца. Эмблема хозяина книги отличается от издательского знака, ярлычка переплётной мастерской или от сделанной рукой библиотекаря надписи.

Чтобы подчеркнуть значимость владельца знака, передать особенности внутреннего мира человека, связь его с обществом, историей, природой, мировой культурой, использовали сюжетно-тематические экслибрисы, рисовали сложные знаки, где были не только фигуры, но и целые сцены, пейзажи, украшенные узором из листьев и цветов. Среди всяких предметов были книги, корабли, штурвалы, якоря, драконы, ангелы, трофеи, животные, птицы, дети, музыкальные инструменты, оружие, деревья, растения. Экслибрис мог иметь форму круга, квадрата, ромба, овала, прямоугольника, треугольника, содержать фон, цвет.

Если вы захотели иметь свой собственный экслибрис, то продумайте, каким именно он будет: нарисованным от руки, по трафарету, в виде штемпеля. Не забудьте о том, что он может быть связан с содержанием тех книг, которые у вас есть, с особенностями характера ваших занятий и увлечений.

Небольшие по размеру графические книжные знаки превращаются по содержанию в целые новеллы, в которых ничего не может быть случайного, ведь по книжному знаку легко узнать круг интересов обладателя книги, пристрастия, внутренний мир, мироовоззрение. Разнообразны библиотеки, вкусы, увлечения, профессиональные интересы владельцев. Среди разнообразных сюжетов особо выделяется портретный экслибрис, который имеет силуэтное изображение владельца библиотеки.

Продуманные до мельчайших подробностей экслибрисы доставляют эстетическую радость и органично вписываются в книгу. Такие экслибрисы становятся своеобразным элементом книжного оформления.

Некоторые родители, чтобы привить детям любовь и бережное отношение к книге, внушить уважение к печатному слову, развить художественный вкус, придумывали детские экслибрисы. Они переносят нас в фантастический мир сказок, путешествий и приключений.

Если вы сами хотите сделать экслибрис, можете использовать линолеум. Он мягок, на нём работать легко, поэтому в этой технике экслибрис получил широкое распространение. Но лучше всего обратиться со своим заказом к специальному мастеру, который сначала на бумаге карандашом выполнит эскиз, соединив в одно целое элементы книжного знака – выбранный вами символ и инициалы, разработает весь знак в деталях: композицию рисунка, его величину, форму, шрифт.

Художники используют разные техники изготовления. Например, гравюру на дереве. Она называется ксилографией. Для этого способа гравирования берут твёрдые породы дерева: бук, пальму, самшит, грушу, яблоню, березу.

Более сложная техника – резцовая гравюра на металле. Рисунок делается на стальных или медных досках, в полученные борозды втирается краска, а печатается под прессом на влажной бумаге.

Широкой известностью пользуется техника офорта: линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравливаются кислотой, медную пластину покрывают растопленным лаком из воска и смолы. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой, вставленной в ручку. Под сильным прессом с пластины печатается гравюра на увлажненной бумаге.

Теперь распространены экслибрисы в виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет выполнить такое клише настолько высокого качества, что видны мельчайшие детали самого замысловатого рисунка.

Искусство книжного знака — это уникальная форма современной печатной графики, её миниатюрная и афористическая ветвь, явление культуры чтения и коллекционирования, ведь иной раз экслибрис представляет большую ценность, чем книга, содержащая его.

 

Литература

1. Блудова Е. Художник и книга. Сокровище книги моей - экслибрис / Юный художник. - 1997. - №7. - С.44-45.

2. Ивенский С.С. Мастера русского экслибриса.- Л.: Художник РСФСР, 1973.

3. Ивенский С. Художник и книга. Экслибрис /Юный художник. - 1981. - №7. - С. 46-47.

4. Минаев Е.М., Фортинский С.П. Экслибрис. - М.: Книга, 1970.


Времена года

В гармонии с природой и миром.
Подробнее

Мифы

Из мысли и мечты рождённый...
Подробнее

Обо всём

Про всё на свете.
Подробнее